Ученые пытаются расшифровать геном Иисуса Христа

2018-01-07

68147

7

Ксения Скрыпник

В 2010 году болгарский археолог Казимир Попконстантинов (Kasimir Popkonstantinov) проводил раскопки на острове Святой Иван. Среди развалин церкви Иоанна Крестителя ему удалось обнаружить мраморную шкатулку, оссуарий – специальный саркофаг для хранения костей. Внутри нее действительно находились пять костных фрагментов. Чуть позже была найден еще один оссуарий, на этот раз пустой, внутри которого виднелась надпись «Господи, помоги рабу твоему Фоме». Находка была датирована 5 веком.

В церкви должна была храниться какая-либо реликвия или святыня – мощи или останки святого. Обнаруженный оссуарий с костями и мог быть такой реликвией. Оссуарий хранился под алтарем разрушенной церкви, не исключено, что сама церковь была возведена после обретения этой ценной реликвии. Археолог предположил, что кости могут принадлежать самому Иоанну Крестителю, который не только являлся учеником Иисуса Христа, но и был его троюродным братом. Это значит, что изучив ДНК, содержащуюся в этих костях, а также подтвердив, что эти костные останки принадлежали именно Иоанну Крестителю, можно получить данные и о геноме Иисуса Христа.

Человек и религия: что фиксируют приборы в момент молитвы

Изучать эти останки было непросто. Во-первых, следовало подтвердить, что они имеют отношение к Иоанну Крестителю. Для этого выделенную из костей ДНК нужно было сравнить с генетическим материалом, который точно принадлежал Иоанну Крестителю. Впрочем, по подсчетам исследователей в различных церквях хранятся 12 его голов, не меньше десятка указательных пальцев, 7 челюстей и некоторые другие части скелета, так что требуется доказать, какие именно действительно принадлежали ему. Затруднения были связаны и с тем, что за те годы, пока останки хранились в церкви в качестве реликвии, они могли оказаться загрязнены генетическим материалом, не имевшим никакого отношения к тому человеку, кому принадлежали кости.

Что же удалось выяснить? Радиоуглеродный анализ показал, что возраст останков 2000 лет, а принадлежат они жителю «ближневосточной популяции». К сожалению, оказалось, что ДНК в костях практически полностью разрушилась, а обнаруженная ДНК человека из «ближневосточной популяции» была результатом загрязнения при выделении и принадлежала самому исследователю, проводившему анализ. Идентификация костей оказалась невозможна.

Попытку узнать что-то о геноме Иисуса Христа предпринимали и другие исследователи, например, те, кто изучают Туринскую плащаницу, в которую, как говорится в Библии, было завернуто тело Христа после снятия с креста, а также гвозди, с помощью которых его распяли. Добиться каких-либо значимых успехов ученым пока не удалось, однако не исключено, что в дальнейшем методы анализа ДНК станут еще более совершенными и выделять генетический материал из древних останков и анализировать его станет проще.

Источник