Фото: sheff/Shutterstock.com
Малоэтажное жилье становится более привлекательным для россиян.
Об этом свидетельствуют результаты ежегодного исследования, проведенного группой компаний «Рассвет». Экспертам удалось выявить несколько трендов, которые сформировались в этом году и наиболее точно характеризуют покупателей малоэтажного жилья.
Москвичи едут жить за город
Наталья Масютина, директор по рекламе и маркетингу ГК «Рассвет», отмечает рост числа клиентов, переезжающих из Москвы. Анализ данных показал, что среди покупателей малоэтажного жилья основную долю занимают москвичи и жители районов, расположенных в той же локации, что и строящийся малоэтажный ЖК. Из Москвы в малоэтажное подмосковное жилье стремятся переехать 36% покупателей. Причем по сравнению с прошлым годом их число выросло на 10%.
«Принимая решение сменить место жительства с мегаполиса на область, москвичи чаще всего рассматривают именно малоэтажные проекты, которые традиционно характеризуются более благоприятной экологией и комфортным эмоциональным климатом. Кроме того, переезжая за город, москвичи получают еще одно преимущество: возможность существенно увеличить площадь жилья, – отмечает эксперт. – Мы проанализировали базы объявлений о продаже жилой недвижимости и оказалось, что, например, владельцы однокомнатной квартиры в юго-восточном районе Москвы за пределами ТТК могут продать ее за 6-6,5 млн рублей. В малоэтажных комплексах за эту сумму можно приобрести просторную трехкомнатную квартиру гораздо большей площади».
Покупателей из регионов становится меньше
С ростом клиентов из Москвы снизилась доля регионального покупателя. «Если в 2017 году мы отмечали высокий спрос на малоэтажные проекты от покупателей из регионов – около 30% от всех сделок, то в 2018 году их доля составила менее 20%, – продолжает Наталья Масютина. – Как правило, география региональных клиентов ограничивается Центральным федеральным округом. В основном к нам переезжают из Владимировской области, Иваново, Твери. Но было несколько сделок и с покупателями из Красноярска и Якутии».
Что касается возраста покупателей, данные по малоэтажным проектам существенно не отличаются от статистики по рынку в целом. Самую большую долю составляют покупатели в возрасте 36-45 лет (чуть больше 32%). На втором месте клиенты от 26 до 35 лет (31%), на третьем – покупатели 46-60 лет, их доля составила 25%. Меньше всего квартир приобретает молодежь в возрасте до 25 лет (7%) и люди пенсионного возраста 60+ (около 5%).
Дети приобретают жилье для родителей
В этом году, по словам эксперта, в портрете покупателя малоэтажного жилья наметилась новая тенденция: выросло количество клиентов, приобретающих квартиры для своих родителей. Их доля составляет около 15%.
«Представители старшего поколения ценят близость к природному окружению, спокойный ритм жизни, благоприятную экологию и более комфортную среду проживания за счет небольшого числа жителей и закрытой территории», – считает Наталья Масютина.
Семьи с детьми выбирают малоэтажное жилье
Высокая доля семейных покупателей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, составляющая почти 35%, по мнению эксперта, связана с этими же преимуществами малоэтажных комплексов.
Отделка очень важна
Главный критерий выбора жилья в малоэтажных проектах – наличие отделки. Почти 100% опрошенных отметили отделку в качестве главного преимущества.
Популярность жилья с отделкой «под ключ» Наталья Масютина связывает с ростом сделок, совершенных с привлечением ипотечного кредитования. В 2018 году в Подмосковье число покупателей, использующих ипотечные средства, увеличилось на 30%.
«Безусловно, таким клиентам выгоднее приобретать квартиру, в которой отделка уже включена в сумму кредита, чем брать еще один на ремонт под более высокие проценты, – отмечает эксперт. – С 2014 года спрос на жилье с отделкой только растет. Если 4 года назад он составлял чуть больше 6%, то сегодня, по нашим данным, достигает уже почти 30%.
Женщины принимают важные решения
Исследование выявило интересную тенденцию. «Если раньше среди наших клиентов мужчин и женщин было примерно по 50%, то в этом году доля женщин увеличилась на 10%. Учитывая, что в основном наши покупатели – это семейные люди, данные исследования подтверждают расхожее мнение о том, что решение о покупке жилья в основном принимают женщины».