«Яндекс» подмигнул «Аурой». Зачем «нейронная» соцсеть поисковику и его пользователям

Технологии

"Яндекс" тестирует новый сервис — "Аура", представляющий из себя нестандартно устроенную социальную сеть. Её алгоритмы сами подбирают "друзей" и сообщества для пользователя, свои посты он может нацеливать на нужную аудиторию так, как это делают с интернет-рекламой, а механика взаимодействия с публикациями похожа не на ленту новостей Facebook или Instagram, а, скорее, на Tinder.

Первым о новом проекте узнало в пятницу вечером издание Roem.Ru. Оказалось, что "Ауру" уже некоторое время тестируют в несекретном режиме среди сотрудников "Яндекса" и их знакомых. Соцсеть пока доступна только на смартфонах, внутри приложения "Яндекс" — у получивших доступ значок "Ауры" появляется в ряду ссылок "Главное", "Дзен", "Картинки", "Видео" и т.п. в середине экрана.

Засияла "Аура" ненадолго. В настоящее время присоединиться к ней невозможно — в воскресенье система регистрации по приглашениям от уже пользующихся соцсетью перестала работать, сообщает vc.ru. В "Яндексе" просят дождаться, когда соцсеть улучшат на основе отзывов пользователей, и вновь разрешат новые регистрации.

"Здесь знакомятся и общаются люди с похожими увлечениями и взглядами на жизнь", — так начинается официальное описание нового продукта. То есть "информационный пузырь" — идейно однородную, искажающую реальность среду вокруг пользователя, нетерипимую к инакомыслию, способствующую процветанию упрощенных взглядов на мир и конспирологических теорий, в формировании которой не первый год обвиняют традиционные соцсети — "Аура" готова создавать сразу.

"С помощью машинного обучения Аура найдёт людей, с которыми вам будет интересно пообщаться": список "друзей" помогут наполнить алгоритмы искусственного интеллекта, подобрав новичку пользователей с похожими увлечениями ("будь то пляжный волейбол, современное искусство или выращивание кроликов") по геолокации. Пользователи "Ауры" могут вступать в сообщества по интересам, где, как предполагается, будут делиться впечатлениями, советами и комментировать записи других участников.

Создавая собственную публикацию, пользователь может выбрать, в каких сообществах её опубликовать, а также указать её целевую аудиторию, задав нужный возраст, пол или определенный город. Записи, которыми алгоритмы "Ауры" наполняют ленту новостей пользователя, оцениваются в духе приложения для знакомств Tinder: свайп вправо — "лайк", свайп влево — "следующая". Больше лайков — больше вероятность, что нейросеть покажет запись и другим людям в первую очередь. Также в "Ауре" предусмотрена личная переписка, по сути, встроенный мессенджер.

Идея "Ауры" — строить общение в группах вокруг общих интересов и помогать находить поблизости новых "друзей" (а, если повезёт, и друзей без кавычек) — перекликается с новым, "приватным" и основанным на интеграции соцсети с Instagram и WhatsApp, направлением развития Facebook, которое недавно анонсировал Марк Цукерберг. В "Яндексе", видимо, тоже понимают, что традиционные соцсети в нынешнем виде — с их предельной поляризацией мнений, нетерпимостью, засилием фейковых новостей и нерелевантной рекламы — многих людей уже не устраивают.

​Марк Цукерберг анонсировал революцию в Facebook, Instagram и WhatsAppчитайте также

С точки зрения бизнеса основная задача "Яндекса" — как можно эффективнее нацеливать рекламу на максимальное количество людей. "Аура" поможет поисковику узнать о своих пользователях больше, чтобы не проиграть конкурентам в борьбе за деньги рекламодателей. "Яндекс" уже обладает информацией о том, что вы ищете в сети, но принадлежащие Mail.Ru Group "ВКонтакте" и "Одноклассники" знают гораздо больше о так называемом "социальном графе" — совокупности связей и взаимодействий между выходящими в интернет людьми. В случае, если новый проект полноценно заработает и станет популярным, поисковик сможет сделать цифровой портрет каждого рунетчика более полным — а, значит, больше заработает на рекламе.

Кроме того, "Аура" расширит функциональность экосистемы "Яндекса". В перспективе возможна ситуация, когда все основные "интернет-потребности" человека — новости и погода, музыка и сериалы, покупки и перемещение по городу, ответы на конкретные вопросы, а теперь ещё и общение — удовлетворяются исключительно продуктами на букву "Я". Правда, опыт Google показывает: у компаний, хорошо умеющих создавать алгоритмы для поиска информации, почему-то не удаются системы для общения вроде социальных сетей и мессенджеров.

#Яндекс/Yandex
#социальные сети
Источник