Обзор Layers of Fear 2: театр с одним актером и безумным режиссером

Игрономика

Вы! Да, вы, человек, читающий сей материал, вы знаете, что такое страх? Нет, не испуг, который позволяет испытать любой ширпотреб из Steam с парочкой неожиданных скримеров. Подобные хорроры способны иногда заставить вздрогнуть на стуле, но никогда не смогут держать в напряжении нескольких часов подряд. Для этого нужна соответствующая атмосфера, режиссура, грамотно подобранный звук, антураж и идея. Последний аспект определяет все остальные и, к счастью, у авторов из студии Bloober Team с этим полный порядок. Доказательством послужил хоррор Layers of Fear, в сюжете которого искусство танцевало на тонком лезвии с безумием. И вот компания при поддержке издательства Gun Media выпустила продолжение. Давайте же приоткроем дрожащими руками дверь сиквела и попытаемся взглянуть на ужасы за ними.

Расставим приоритеты: я человек впечатлительный и слегка пугливый. Если у вас нервы крепче, то напряжение в некоторых моментах может зацепить меньше. А первые несколько часов и вовсе нечего пугаться, разве некоторых силуэтов и резких звуков, но это не главное. Как уже было сказано выше, в Layers of Fear 2 на переднем плане красуется атмосфера и с ней полный порядок. Мы играем за актера, который прибыл на круизный лайнер, пересекающий Атлантику. Безымянный мастер перевоплощения принял предложение какого-то одиозного режиссера, прибыли и… что-то произошло. Узнать полноценную историю игроку предстоит при прохождении.

В Layers of Fear 2 легко влюбиться, если затронуть антураж. Вычурные каюты круизного лайнера со столовыми чередуются полуразрушенными трюмами и техническими отсеками. Если всматриваться в окружение, становится ясно: здесь произошло нечто ужасное, причем совсем недавно. Столы сервированы, повсюду записки о делах персонала и службы безопасности, некоторые залы хорошо украшены и готовы к приему гостей. К стилю никаких претензий, а плюсиком в карму разработчиков выступает наличие мелких деталей. Например, в холле стоит фортепиано марки Redwood. Я с довольной ухмылкой полез гуглить, чтобы уличить авторов в неправдоподобности, но нет! Подобный инструмент можно действительно купить, даже в таком же цвете, как в игре.

Разработчики отлично потрудились над звуками и светом. На начальном этапе главный герой попадает в технический отсек, где пробило трубу и нарушена электрическая проводка. Жидкость и ток создают такую «мелодию», что хочется сбросить наушники. Игрока вынуждают быстро выбежать из комнаты. Это одновременно отвратительно и великолепно, если судить с точки зрения звукового оформления. Саундреки изумительны, к заглавной теме возникает болезненное привыкание с одновременным желанием не слушать ее больше двух минут.

Свет зачастую резко включается, тухнет, блики рисуют на стенах тени, которые дополняют напряжение. В Layers of Fear 2 есть моменты с резкой остановкой лифта и подобные. Тогда включается настолько вырвиглазная лампочка, что хочется поскорее понять причину внезапной проблемы. Это также некая дань стареньким фильмам первой половины XIX века. Именно ими вдохновлялись разработчики из Bloober Team. Отсюда и частая смена цветовой палитры. Когда доходит до сцен непосредственных съемок, картинка становится черно-белой.

Последним штрихом, который играет на атмосферу, является чувство клаустрофобии. Главный герой путешествует закрытыми коридорами, небольшими каютами и крайне редко выходит на широкое пространство. Представьте ситуацию: из пробитой трубы неприятно бьет вода, а за спиной секунду назад мелькнул какой-то силуэт. Ты бежишь к первой же попавшейся двери, а она заперта, затем ко второй, третьей и не понимаешь куда идти. Смотришь на стену, где отображается тень второго человека, судорожно всматриваешься в окружение, но никого не видно. Постепенно ограниченное пространство начинает давить, чувство комфорта улетучивается и возникает дикое желание выбежать куда-то на палубу. Но никто туда не пустит.

А вот что выступает откровенным минусом, так это бег и прятки от монстров. Зачем вводить такие, мягко говоря, дешевые приемы вызова напряжения – непонятно. Редкие скримеры нужны каждому хоррору, как напоминание, в каком мире он находится. Они присутствуют в Layers of Fear 2 и это нормально. Но побеги коридорами с необходимостью взаимодействовать с предметами попросту неудобны. Игроку нужно только заучить путь и справиться с управлением, которое подводит в такие моменты. Да и бег героя напоминает больше быструю ходьбу. И ладно бы один или два таких момент, но заниматься этим придется едва ли не целый акт! Первой части удавалось удерживать напряжение и без этих лишних и уже шаблонных для жанра механик.

Раз уж речь зашла об интерактивных предметах, мы плавно переходим к геймдизайну. Он выполнен полностью по канонам первой части. Герой зачастую передвигается в сильно ограниченных локациях. Любителям опенворлдов может показаться странным решение делать путь назад недоступным. У меня, например, это вызывало желание как-то сломать систему, найти альтернативный путь. И вот сложно сказать, получилось ли подобное провернуть. А ведь так старался и сама игра предусматривает вариативность. Авторам следовало бы сделать более очевидными альтернативные действия для героя.

Layers of Fear 2 – камерная игра, заигрывающая с психологией. Отсюда и фантасмагорическое путешествие кораблем. Не следует пытаться найти смысл в постоянной смене декораций. В своем прохождении я однажды попал в каюты, где отсутствовала перегородка. Я обследовал одну, а когда перешел во вторую, за спиной протагониста выросла стена. Вот такую «уличную магию» применять уже не стоит, хоть может это был простой баг.

Вторым и самым раздражающим моментом геймдизайна, выступает откровенная заскриптованность окружения. Я не требую больше взаимодействий с предметами. Но когда герой не может пройти сквозь одежду на вешалках или шторы, возникает чувство раздражения. На корабле творится полная чертовщина, но логику рушат именно такие мелочи. Головоломки также являются важно частью геймдизайна Layers of Fear 2. Они встречаются регулярно: иногда мелкие, где нужно подобрать ключ в соседней комнате и открыть дверь. И изредка сложные, но интересные, где необходимо расшифровать азбуку Морзе и тому подобное.

Наверное, читатель думает, а как же сюжет? Действительно, его я оставил напоследок, ведь слишком большую, даже центральную роль играет повествование в симуляторах ходьбы еще и психологическом триллере. О завязке уже говорилось – некий известный режиссер пригласил весьма популярного актера сняться в фильме на корабле. Создатель ленты желает вылепить некоего «персонажа» и подобрал для этого идеального человека. А вот дальше начинается территория спойлеров и лучше познавать ее самому. Вместо этого поговорим о скрытом смысле.

История в Layers of Fear 2 постоянно заигрывает с философскими сущностями. Она мягко намекает, что внешность и поступки – оболочка, за которой скрывается истинный «персонаж». Или же размышляет о внутренних чувствах и необходимости делиться эмоциями. Изначально скрывающийся кукловод всего действия покажется обычным безумцем, но так ли это? Ответ отыщется в сюжете. От себя скажу: для некоторых людей цели оправдывают средства, особенно если к ним осознано идти всю жизнь.

Напоследок кратко о том, как продвигается сюжет. Чтобы складывалась целостная картина, нужно читать записки и слушать сообщения при нахождении важных предметов. Игра заботливо подскажет таинственным шепотом, что рядом присутствует один из таковых. Находить подобные вещи, дополняя центральное повествование приятно. Но история продвигается как-то чересчур плавно, не получается очертить для себя конкретную цель. Здесь уместно повториться: вариативность предусмотрена, но слишком уж неочевидны альтернативные пути развития.

+ Оригинальная атмосфера, отсылающая к ранним произведениям кинематографа. Игра красок, света, правильно выдержанная стилистика круизного лайнера;
+ Интересный сюжет, дополненный газетными вырезками, письмами и интерактивными объектами. За историей внимательно следишь, пускай она местами и проседает;
+ Великолепный саундтрек и качественное звуковое сопровождение. Чувство дискомфорта зарождается в области перепонок и распространяется по всему телу, но именно этого эффекта и старались достичь разработчики;

- Это все еще типичный симулятор ходьбы, которому сильно вредят моменты с прятками и побегом от монстров. Авторы в Layers of Fear 2 нарушили канон оригинала, решив выйти на поле Outlast, где и так слишком много игроков;
- Интерактивные объекты строго заскриптованы, нарушены элементарные законы физики, из-за чего страдает логика;
- Вариативность сюжета присутствует, но свернуть с самого очевидного пути слишком сложно. Стоило делать альтернативу более явной;

Оценка 7,7 из 10

Источник