Экспертное мнение: станет ли «Бережливая поликлиника» действительно бережливой

Медицина

20.08.2019
2019-08-20

Ксения Скрыпник

5

Одной из актуальных задач для российских властей является повышение эффективности и доступности медицинской помощи для населения.

Для решения этой задачи в 2016 году был запущен федеральный проект «Бережливая поликлиника», цель которого – устранение системных ошибок, экономия времени врачей и пациентов и повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг. Пилоты были запущены в Ярославской и Калининградской областях и Севастополе. Сейчас проект реализуется по всей стране. О том, действительно ли такой проект поможет сэкономить, рассуждает Роман Алехин, президент Ассоциации социальных предпринимателей.

В целом, смысл в том, чтобы сделать медицинские услуги качественнее и доступнее. Слово «бережливая» означает, что такой тип работы направлен на экономию времени, нервов и ресурсов. Например, это видно на так называемой «регистратуре открытого типа», где пациентов и сотрудников не разделяет классическое маленькое окно, что позволяет свободно общаться по поводу приема. Время регистрации также сократилось – с 10-15 минут до 2 минут. По сути, речь идет об отказе от излишнего формализма, который усложняет общение пациентов и врачей.

Другой момент – разделение пациентов на «потоки»: люди, которым требуется неотложная помощь; люди, которые пришли по записи в плановом порядке; те, кому нужны различные справки. Разделению потоков соответствует и перестановка кабинетов – практика показывает, что люди себя чувствуют спокойнее и лучше, если эти потоки не пересекаются.

Так, пациенты, которые стоят в живой очереди за неотложной помощью, должны быть расположены отдельно.

Разделение потоков позволяет работать более эффективно и сэкономить время пациентов. На это же направлены различные информационные указатели и стенды, а также сотрудники поликлиники, которые помогают сориентироваться человеку, если он не знает, куда идти. Разработана также интуитивно понятная система цветовой навигации.

Еще одна важная часть проекта – оптимизация работы врачей. Суть в том, чтобы создать равную нагрузку на специалистов: разделить работу между врачами, которые ведут участки с разной численностью. В итоге это работает в плюс как пациентам, которые могут быстрее получить помощь, так и врачам, которые избавлены от чрезмерной нагрузки.

Оптимизация касается и рабочего пространства – меньше бумаг и вещей на столах, любой документ или предмет можно найти за 30 секунд.

В целом, пространство больница становится комфортнее и приятнее как для пациентов, так и для сотрудников: телевизоры, диваны, рисунки на стенах, несколько гардеробов и т.д.

Все эти принципы берут начало в понятии «бережливого производства», которое ввели Вумек и Джонс ещё в 1996 году после изучения производственной системы «Тойота». По сути, это упрощенная и адаптированная для разных сфер философия Тойоты. В одноименной книге авторы говорят о том, что бережливые технологии можно применять не только в производстве, но и в услугах, а также в бытовых делах. Основной постулат философии Тойота – клиентоориентированные технологии, устранение потерь, которые не создают ценности для клиента, и постоянное совершенствование процесса в интересах клиента. В медицине клиент заменяется пациентом, но смысл остается тем же. То есть главное – философия пациентоориентированности. Речь идет о создании условий, при которых пациент с минимальной потерей времени получает качественные медицинские услуги.

Конечно, это очень серьезные изменения, которые не проходят без проблем. Есть важные системные ограничения: недостаток кадров или оборудования в конкретно взятой больнице.

Другими словами, не всегда хватает ресурсов для того, чтобы система заработала в полной мере. Так, если в больнице отсутствует один из нужных специалистов, то уже ни о какой экономии времени пациента речи не идет, так как ему приходится обращаться в другое медицинское учреждение, которое может находиться в другом населенном пункте. Также стоит отметить, что далеко не во всех клиниках внедрение этих принципов проходит гладко: при частичных изменениях у слишком загруженных врачей просто не хватает времени и ресурсов на то, чтобы полностью перейти на новую систему работы. Тем не менее, даже начало таких изменений – важный шаг на пути построения пациентоориентированной медицины в России.

Теги:

Источник