Экспертное мнение: как нужно лечить перелом шейки бедра

Медицина

24.07.2019
2019-07-24

Ксения Скрыпник

0

Ежегодно в России происходит 125 тысяч случаев переломов бедренной кости у лиц старшего трудоспособного возраста (в это число входит и перелом шейки бедра — один из наиболее известных диагнозов). Это больше, чем случаев инфарктов миокарда (119 тысяч в год). Необходимое хирургическое лечение сейчас в нашей стране получают лишь 32 тысячи человек,  а более 60% даже не госпитализируются в стационар.

Практически каждый второй пациент (44%) в возрасте старше 60 лет умирает в течение года после перелома бедра при консервативном лечении (скелетное вытяжение), что в 2 раза выше чем при хирургическом. Изменение стандартов оказания помощи при такой травме позволило бы существенно снизить смертность. Для того, чтобы обсудить грядущие изменения, ведущие специалисты собрались на Евразийском ортопедическом форуме,  в рамках которого переломам проксимального отдела бедра была посвящена отдельная сессия.

О том, какими должны быть новые стандарты, и как должна оказываться помощь при переломе проксимального отдела бедра, редакция Вести. Медицина поговорила с Анатолием Овсянкиным, главным врачом Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования и главным внештатным специалистом травматологом-ортопедом в ЦФО.

Перелом шейки бедра — одна из распространенных травм среди пожилых людей. Почему именно они подвержены таким переломам?

Возникновение этой травмы среди пожилых людей связано с проблемой остеопороза, снижением минеральной плотности костной ткани. Остеопороз, конечно, следует диагностировать заранее и принимать меры по его профилактике.

Впрочем, с возрастом проблема нарастает и усугубляется. Население и в России, и во всем мире стареет — люди живут дольше, доля людей старше 60 лет в популяции возрастает, а это значит, что увеличивается количество тех, кто страдает остеопорозом и многими другими хроническими заболеваниями. С каждым годом эта проблема будет усугубляться и становиться все более актуальной.

Почему уровень инвалидизации и смертности при такой травме так высок?

В силу возраста большинство пациентов (чаще это женщины), получивших перелом проксимального отдела бедра, страдают другими хроническими заболеваниями — это отягощает полученную травму, что и приводит к высокому уровню смертности.

Сразу после травмы такие больные должны поступать по скорой помощи в травматологическое отделение больницы. Но, когда больной поступает в стационар, возникают некоторые проблемы: выбор метода лечения больных c переломами определяется утвержденными стандартами или клиническими рекомендациями.

У пожилых пациентов выбор метода лечения в первую очередь зависит от наличия у них тяжелой сопутствующей патологии. Согласно классическому протоколу ведения пожилых пациентов, риск оперативного вмешательства очень высок.

Какова новая стратегия ведения таких больных?

Варианты создания единой системы, позволяющей обеспечить экстренное хирургическое лечение для пожилых пациентов, обсуждались во время проходившего на форуме симпозиума «Успеть за 48 часов. Переломы проксимального бедра у пожилых пациентов: организационные и клинические аспекты от остеосинтеза до эндопротезирования».

Для того, чтобы вернуть пациенту его прежнюю активность, у врачей есть 48 часов. За это время нужно подготовить пациента к операции.

Взять пациента на операционный стол сразу не представляется возможным, так как в силу возраста больного необходимо его тщательно обследовать. Работать с пациентом должна мультидисциплинарная бригада — это команда специалистов: травматолог-ортопед, анестезиолог-реаниматолог, терапевт, гериатр, медицинский реабилитолог и, что важно, медицинский психолог.

Эффективность лечения определяется не только коморбидностью (наличие у пациента нескольких заболеваний, патогенетически связанных между собой), но и комплаентностью — приверженностью пациента лечению. В пожилом возрасте с этим возникают некоторые проблемы, обусловленные сложностью установления контакта с больным. Для успешного лечения и последующей реабилитации очень важно участие родственников.

Важно понимать, что сам по себе протез, который устанавливается в ходе операции, не поднимет больного, не вылечит его. Больной должен активно включаться в процесс реабилитации, плюс участие команды врачей вместе с медицинским психологом.

Длительное пребывание больного в постели время увеличивает риск осложнений.  Для пожилого человека неподвижность в течение 2-3 суток приводит к ряду  проблем –возникновению венозного тромбоза, дыхательной недостаточности, пролежней, риску возникновения инфекционных осложнений.

Всегда ли возможна операция?

В некоторых случаях становится ясно, что даже при правильной подготовке прооперировать больного экстренно невозможно. Однако больному все равно можно и нужно помочь, а не просто указать на его противопоказания и отправить домой, не дав никаких рекомендаций родственникам.

Таких больных необходимо попытаться вертикализировать, исключить обездвиживание пациента. Научить его пользоваться дополнительными средствами опоры для передвижения и возможной подготовки в дальнейшем к плановой операции.

Каких результатов можно будет добиться после перехода к новой стратегии ведения таких пациентов?

В настоящее время судьбу больного предопределяет фактически один травматолог, но он не может решить все вопросы, связанные с наличием у пациентов соматических проблем и с низким уровнем реабилитационного потенциала.

Только мультидисциплинарный подход в подготовке пациента к экстренной операции  и послеоперационное сопровождение могут привести к успешному результату лечения.

Предполагается, что внедрение такого подхода позволит спасти до 30 тысяч жизней в год и существенно снизить уровень инвалидизации таких пациентов. Помимо снижения смертности увеличится продолжительность качественной активной жизни. Может быть предотвращено более 43 тысяч случаев инвалидизации. Совокупно более чем 70 тысячам человек будет возвращена самостоятельность и полноценная жизнь.

Теги:

Источник