«Ответит за КИСУ»: Как «дело Громова» спасет Смольный от провала транспортной реформы

Политика

«Ответит за КИСУ»: Как «дело Громова» спасет Смольный от провала транспортной реформы

Задержанному силовиками экс-чиновнику Ивану Громову, возможно, предстоит стать «искупительной жертвой» Смольного, во благо успеха транспортной реформы 2022 года.

Как уголовное дело в отношении бывшего председателя комитета по информатизации и связи может повлиять на завершение многолетней тяжбы с подрядчиками.

По информации экс-главе Калининского и Петроградского районов вменяют хищения на сумму в 165 млн рублей. Его допросили в качестве подозреваемого по ч. 4 159 статьи УК РФ (мошенничество в особо крупном размере с использованием служебного положения). Задержание Громова касается периода его работы в комитете по информатизации и связи Смольного.

Задержаны также заместители Громова в комитете Андрей Соколов и Денис Чамара, последний возглавил структуру после перехода Громова в район. Кроме того, сотрудники управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области в качестве свидетелей по делу собираются допросить нынешнего первого заместителя главы Петроградского района Евгения Корабельникова, а также Андрея Никольского и Андрея Овчаренко. Они должны пролить свет на перечисление около 300 млн рублей, предназначавшиеся для создания системы управления общественным транспортом, которая в итоге так и не появилась.

«Ответит за КИСУ»: Как «дело Громова» спасет Смольный от провала транспортной реформы

Собеседники из принимавших непосредственное участие в «тех» договоренностях Смольного в лице комитета по информатизации и связи с подрядчиками (по заключенному госконтракту разработкой занимался входящий в группу «Штрих» НТЦ «Измеритель») уверены, что время для возбуждения уголовного дела выбрано и, скорее всего, инициировано администрацией Беглова не случайно. В Петербурге пробуксовывает еще не начавшаяся официально транспортная реформа.

«Уголовное дело необходимо, чтобы не показывать, как из бюджета тратятся деньги на одно и то же. Работа ведь не сдана, проект комплексной информационной системы управления общественным транспортом городу по-прежнему нужен. Тот, который разрабатывала группа «Штрих», начиная с 2013 года, успел устареть уже к заложенному госконтрактом сроку окончания работ, это несовершенство нашей законодательной системы. Плюс, по ходу работ заказчик вносил в него изменения, из-за чего окончательно «поплыли» сроки. В итоге расторгнуть контракт по-хорошему не получилось, подрядчик пошел в суд, и разбирательства затянулись вплоть до сегодняшнего дня. Поэтому команде Беглова ничего другого не оставалось, как задействовать все имеющиеся ресурсы и «списать» уже заплаченные деньги, как растрату бывших руководителей комитета по информатизации и связи и ИАЦ. Думаю, если бы существующее законодательство позволяло заключать контракты, разрабатывать и внедрять сложные информационные системы за год-полтора, не возникло бы конфликта с подрядчиком и не потребовалось заведение уголовного дела», – рассказал собеседник.

Он подчеркнул, что заведение уголовного дела на только что назначенного главу Калининского района и всех его сослуживцев по работе в IT-комитете – мера вынужденная, крайняя и отчасти спонтанная. Иначе Смольному просто-напросто не запустить транспортную реформу.

Идее внедрить КИСУ, так коротко называют проект комплексной информационной системы управления общественным транспортом, уже ни много, ни мало – 8 лет. Ее разработкой занималась группа «Штрих». Курировали проект по очереди председатели IT-комитета Иван Громов и Денис Чамара. Перед уходом на новое место работы в Москву советником министра в Минцифры, в декабре 2019 года Чамара объявил подрядчику о расторжении контракта и возврате аванса. Интересно, что расторжение контракта совпало по времени со сменой двух вице-губернаторов Петербурга, курирующих транспортный блок и цифровизацию.

С тех пор один из ньюсмейкеров сегодняшнего дня – Иван Громов – был «разжалован» в главу района: Петроградского, затем перешел в Калининский. Осенью этого года, будучи еще главой Петроградского района он назначил своим первым заместителем Евгения Корабельникова. Это стало возможным после избрания в ЗакС Марины Макаровой, до того занимавшей пост первого зама. Несколько лет Корабельников занимал должность зама, директора районного Жилищного агентства. А еще раньше возглавлял информационно-аналитический центр (ИАЦ), подведомственный комитету по информатизации и связи. В 2015 году, после скандала с записью юных петербуржцев в первые классы, произошедшего из-за сбоя в информационной системе, губернатор Полтавченко уволил Корабельникова с занимаемой должности. Выговор тогда получил и сам Иван Громов. Но, привыкший полагаться на команду, оказавшись в районе, вновь трудоустроил Корабельникова.

Интересно в череде событий, предшествующих задержанию Громова, еще одно, возможно, совершенно случайное совпадение. Район, в который после выборов 2016 года «сослали» Громова на место ставшего депутатом ЗакСа Юрия Гладунова, в петербургских СМИ принято называть «вотчиной» Вячеслава Макарова. Сам Громов, скорее всего, воспринимался обоими полюсами тогдашней политической жизни города, как фигура компромиссная. С одной стороны, он считался человеком из команды губернатора: его отец Александр Громов был замом Георгия Полтавченко в полпредстве президента по ЦФО. С другой, Громов – однокурсник и непосредственный руководитель дочери «всесильного спикера» Марины Макаровой.

Ровно через год после неудачного расторжения контракта с группой «Штрих», в декабре 2020-го в Мариинском дворце состоялась презентация некого проекта комплексной системы управления общественным транспортом от компании «Аником», на которую были приглашены и представители Смольного – вице-губернаторы Максим Соколов и Станислав Казарин. По данным ФНС от 07.12.2021 в учредителях «Аникома» числится группа «Штрих» (ООО «ШТРИХ ГРУПП», второй учредитель – АО «АИСА ИТ-СЕРВИС», разработавший по заказу Смольного «Единую карту петербуржца»).

Уже имея за плечами несколько потраченных на разработку КИСУ лет, лишившись госконтракта и увязнув в судебных делах, «Штрих» даже при продемонстрированном покровительстве законодательного собрания так и не вернул себе место в транспортной реформе Петербурга и не возместил затраты за уже проведенную работу. А сама реформа была перенесена Смольным с 2020-го на 2022 год. Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров при непосредственном участии исполнительной власти Петербурга переведен на работу в Москву, а на Ивана Громова заведено уголовное дело.