ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Политика

ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Аналитики убеждены: американцы предпринимают беспрецедентные усилия для установления контроля над Ереваном.

За последние дни столицу Армении посетили руководители ЦРУ и СВР. А президент США Джо Байден неожиданно для всех включил в Ближневосточное турне общение с иерусалимским патриархом армянской церкви. Эти и другие события показывают: борьба между Россией и США за Армению усилилась. На какие жертвы они готовы пойти, чтобы добиться своих целей?

Поссорить Россию и Турцию с помощью Армении

Визиты директора ЦРУ Уильяма Бёрнса и СВР Сергея Нарышкина в Ереван прошли, буквально, один за другим. При этом оба они встречались с президентом Армении Николой Пашиняном.

Ради посещения Еревана Бёрнс даже оставил президента Байдена самого разбираться с ближневосточными вопросами. Примечательно, что глава ЦРУ - бывший посол в России, хорошо говорящий по-русски и по-арабски. Он был также госсекретарём США и мог бы стать им снова. Но Байден направил его управлять разведкой. Плюс к этому, Бёрнс является признанным экспертом по Южному Кавказу и конкретно – по Нагорному Карабаху.

ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Директор ЦРУ Уильям Бёрнс.

То есть, глава ЦРУ владеет тематикой региона. Главная цель американцев в котором - ослабить влияние Владимира Путина и президента Турции Эрдогана. И тут роль Армении — явно не последняя. Через неё могут пройти транспортные пути для связи России, как с Турцией, так - и с Ираном. Этого США вряд ли хотели бы.

Гендиректор Института политических исследований Сергей Марков убежден, что «американцев раздражает позиция Эрдогана, занявшего в украинском конфликте слишком «дружелюбный нейтралитет» по отношению к России». Поэтому им важно поссорить Россию и Турцию. И удобнее всего это сделать с помощью Карабаха.

ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Гендиректор Института политических исследований Сергей Марков.

- США могут спровоцировать возобновление масштабных боевых действий в Карабахе, вынудив Москву выступить на стороне своей союзницы Армении. Разумеется, Анкара опять займет сторону Азербайджана. Следствием такого поворота событий стал бы выход Турции из режима нейтралитета и присоединение ее к антироссийским санкциям, – предполагает политолог.

Вдохнуть «искру» в конфликт в Карабахе

С Марковым согласен доктор исторических наук Стамбульского университета Мехмет Перинчек.

– Судя по всему, визит Бернса был проведен в рамках глобального плана США - вновь разжечь карабахский конфликт, вовлечь туда Россию. Вашингтон понимает: не разбив связку Россия – Турция, он ничего не сможет сделать ни на Южном Кавказе, ни в Сирии. Однако и Москва, и Анкара, наученные опытом «сотрудничества» с США, это прекрасно понимают. И потому Нарышкин, видимо, как раз и приезжал предупредить армянское руководство о том, чем грозит дрейф Еревана к заокеанским «партнерам», – пояснил турецкий политолог.

ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Доктор исторических наук Стамбульского университета Мехмет Перинчек.

Кстати, сразу после визита Бёрнса на границе Армении и Азербайджана впервые за долгий срок вспыхнула интенсивная перестрелка. Бой шел на стыке Кельбаджарского (Азербайджан) и Басаркечарского (Армения) районов. Обе стороны обвинили в провокации друг друга.

Американцы могут «пожертвовать» Азербайджаном

Но что если американцы, действительно, решили разыграть карту Нагорного Карабаха, но под другим углом? Сейчас контроль над этим регионом переходит к Азербайджану, который поддерживает Турция. А что если ситуация изменится? Если Турцию вынудят отстраниться от конфликта, а Армения получит новейшее американское оружие для новой войны?

Как отодвинуть Турцию? Не исключено, что ей просто предложили выбор: или ставить до победного ультиматумы Швеции и Финляндии, требуя выдать курдских лидеров, или – воевать за Карабах на стороне Азербайджана. В противном случае, Турция рискует лишиться вообще каких-либо стратегических поставок из США, или – того хуже – попасть под антироссийские санкции, как помощник агрессора.

ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Глава СВР Сергей Нарышкин.

В такой ситуации Реджеп Тайип Эрдоган вполне может выбрать выдачу курдов: эта проблема, как кость в его горле последние годы, а Азербайджан и сам способен неплохо противостоять Армении.

И вот, 11 июля, Пашинян впервые в жизни позвонил лидеру Турции. Лидеры поздравили друг друга с праздниками. В Турции отмечали Курбан-байрам, а в Армении – Преображение Господне. Но, очевидно, что звонок призван активизировать процесс примирения между странами, которые до сих считались вековыми врагами.

Двойная выгода США

Если глава ЦРУ намекал именно на такое предложение, то Пашинян перед сложнейшим выбором. Безусловно, Армения может решиться изменить отношения с Россией. Ведь США способны избавить нацию от пережитого позора за поражение в войне, и восстановить статус Карабаха. Россия никогда не предложит подобного, потому что в числе ее союзников и Азербайджан – она вынуждена всегда искать компромисс между странами.

А вот для США подобный сценарий вдвойне выгоден. Отстраняя Россию и Турцию от Южного Кавказа, они вместе с этим выстраивают дополнительный мостик для диалога с Ираном по ядерной проблеме: не секрет, что Исламская Республика была очень недовольна переменами в Карабахе, который долгие годы являлся ее приграничных хабом для преодоления санкций. Возможное возвращение статус-кво для этой территории – хорошее предложение для переговоров с Тегераном.

ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Практически, любая война на Кавказе выгодна США.

Может ли быть такой сценарий реализован США на практике? Миссия крайне непростая, учитывая все составляющие: и зависимость Армении от российской многосторонней помощи, и позицию Турции, грезящую о возвращении былого величия, и интересы Азербайджана. Но почему хотя бы не намекнуть на возможность такого сценария? Для этого опытный, хорошо информированный дипломат-разведчик вполне подходит.
Ведь Москва сохраняет много рычагов влияния на внешнюю и внутреннюю политику Еревана.

– Это совместные крупные компании, обеспечение безопасности Карабаха, многотысячные диаспоры в городах России. Поэтому США это быстро нельзя нивелировать, – пояснил депутат парламента Армении, политолог Андраник Тевонян.

Зашли через Католикос

В США это понимают. Но если «играть по-крупному», то добиться серьезных изменений можно. И вот уже Джо Байден в ходе своего первого ближневосточного турне посещает армянскую церковь в Вифлееме - храм Рождества Христова, встречается с предстоятелем Иерусалимского патриаршества армянской церкви архиепископом Нурханом Манукяном.

ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Депутат парламента Армении, политолог Андраник Тевонян.

- Мы в очередной раз убедились, что Байден очень тепло относится к армянскому народу – это было заметно по его особому отношению во время посещения армянской церкви и встречи с предводителем Иерусалимского патриархата, - заявил официальный представитель церкви Корюн Багдасарян.

И, словно в подтверждение этих слов, сразу после отъезда Байдена с Ближнего Востока, в США полетел Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй.

А Байден выдвинул кандидатуру нового посла США в Армении - Кристина Квин. С 2019 года она являлась временно поверенной в делах США в Украине. Знает, к чему и как все нужно вести.

ЦРУ против СВР: как далеко готовы зайти США и Россия в битве за Армению

Джо Байден в армянской церкви в Вифлееме.

И вот уже посольство США в Армении объявляет о наборе волонтеров для связи с американцами на случай ЧС – пока мелочь, но шаг к формированию оплачиваемой сети агентов влияния.

К сожалению, почва для отдаления Армении от России есть. Русские, живущие и путешествующие там, все чаще сталкиваются с фактами русофобии.

Не лучшим образом отразилась на взаимоотношениях руководства стран и ситуация, когда Никол Пашинян приезжал на саммит ОДКБ, чтобы попросить у Москвы ввести войска в Армению, но получил отказ.