Сразу пожестче: зачем Белоруссия ввела режим КТО

Политика

Сразу пожестче: зачем Белоруссия ввела режим КТО

Глава МИД РБ Владимира Макея заявил о режиме контртеррористической операции на территории республики.

В Белоруссии введен режим контртеррористической операции (КТО). Это было сделано после того, как Александр Лукашенко провел ряд совещаний с силовыми структурами. Сообщивший о введении режима КТО министр иностранных дел республики Владимир Макей отметил, что решение принято на фоне поступившей в Минск информации о возможных провокациях со стороны отдельных сопредельных государств. Означает ли это, что Белоруссия готовится вступить в войну? И если – да, то с кем?

Повышенная готовность и мобилизационные сборы

Глава МИД РБ Владимир Макей отметил, что белорусская армия, правоохранительные органы и спецслужбы готовы ответить на любые возможные провокации. В частности, по словам Макея, поступили сообщения о планировавшихся действиях, связанных «чуть ли не с захватом отдельных участков территории Белоруссии».

Макей пояснил, что в рамках КТО страна запланировала провести сборы военнообязанных для оценки готовности страны к «неожиданным ситуациям» и проверить, кто числится на учете, «подходят ли они для военной службы». По его словам, «это необходимо, чтобы не призвали инвалидов или людей, которые не должны служить в армии».

Сразу пожестче: зачем Белоруссия ввела режим КТО

Глава МИД РБ Владимир Макей.

Макей отметил, что в Минске следят за информацией в СМИ о порой возникающих в России проблемах при частичной мобилизации. «С учетом того что структура вооруженных сил у РФ и Белоруссии одинакова, у нас единая региональная группировка войск, мы, конечно же, должны обращать внимание на подобного рода недостатки», — пояснил он.

Впрочем, спустя несколько часов КГБ Белоруссии опроверг своего главу МИД и информацию о проведении КТО. Вместо этого, информагентства страны распространили заявление Александра Лукашенко о том, что в Беларуси введён режим повышенной террористической опасности.

Может быть, дело в Польше и ядерном оружии?

Итак, Белоруссия начала КТО или ввела режим повышенной террористической опасности - не так важно, как это будет названо. По факту, страна намерена проверить эффективность мобилизационной системы. О чем вообще идет речь? Кто угрожает Белоруссии?

Вариантов не так и много. Первый – это Польша. И, действительно, страна готовится к агрессии более чем серьезно. В начале октября идея перебросить на ее территорию американские атомные бомбы перешла из стадии разговоров в практическую плоскость — президент Анджей Дуда заявил о том, что его страна начала переговоры с Вашингтоном об условиях размещения спецбоеприпасов в рамках программы Nuclear Sharing.

Сейчас американские ядерные арсеналы располагаются в Германии (Бюхель), Бельгии (Кляйн-Брогель), Нидерландах (Волкель), Италии (Авиано и Геди-Торре) и Турции (Инджирлик) — всего так хранится около 160 бомб. Перечисленные страны как раз и являются участниками программы Nuclear Sharing, в которую так активно хочет встроиться Польша.

Сразу пожестче: зачем Белоруссия ввела режим КТО

Германская авиация на базе в г. Бюхель.

Осенью 2021 года немецкая газета Der Spiegel опубликовала материал, согласно которому все 20 имевшихся в наличии в немецком Бюхеле бомб были вывезены в США, где прошли модификацию до варианта В61 — 12. Его главные отличия — единый стандарт мощности в 50 килотонн и установка нового оперения, которое превращает боеприпас в планирующую бомбу. Теперь натовские пилоты могут сбрасывать ее в заранее рассчитанной точке вне зоны действия ПВО вероятного противника. Если Польша все же станет членом программы ядерного обмена, то с большой долей вероятности именно В61 — 12 будут завезены на ее территорию.

В связи с этими планами еще в начале сентября Лукашенко заявил, что Минск может поставить вопрос об обладании российским ядерным оружием. Поэтому Владимиру Макею, заявившему о введении режима КТО, задали вопрос, какие меры будут предприняты, если Польша разместит на своей территории ядерное оружие.

Сразу пожестче: зачем Белоруссия ввела режим КТО

Атомная бомба В61 — 12  мощностью 50 килотонн.

В ответ глава МИД РБ сообщил, что «тогда могут быть сделаны более жесткие шаги». У министра попытались уточнить, что он подразумевает под «более жесткими шагами»? Говорит ли он о российском ядерном оружии? Но на это Макей ответил, что «сегодня никто ничего не может исключать, поэтому я убежден, что наши руководители обсуждали и такие варианты».

Риторику министра можно оценивать по-разному, но если судить по логике его ответа, достаточно ясно: глава МИД РБ не соотносит введение режима КТО с Польшей и ядерным оружием. А, значит, речь, все таки, о втором варианте – об Украине.

КТО против натовских миротворцев

Действительно, на днях Зеленский попросил «большую семерку» Запада G7 ввести на Украину войска НАТО под видом миротворцев. При этом президент Украины уверяет, что не планирует нападения на Белоруссию.

В Белоруссии скептически восприняли слова украинского президента о том, что он не думает нападать.

«Сегодня, к сожалению, мир стал таким непредсказуемым, что мы не можем никому верить. Поэтому мы должны заботиться о своей собственной безопасности», — заявил глава МИД РБ Макей.

Сразу пожестче: зачем Белоруссия ввела режим КТО

Солдаты НАТО всегда готовы выступить миротворцами там, где это ударит по интересам России.

Белорусский политолог Алексей Дзермант убежден, что за предложением Зеленского создать международную миротворческую миссию стоят агрессивны планы: «очевидно, что если таковая возникнет, то будет она состоять из западных военных. То есть - это фактический призыв войск НАТО на территорию Украины».

Политолог Максим Жаров считает, что за инициативой Зеленского стоит НАТО: «по факту эта инициатива выглядит как реакция на формирование совместной российско-белорусской военной группировки на границе с Украиной. Внешним планировщикам операций ВСУ для парирования этой угрозы очень не хочется снимать войска с Луганского и Херсонского направлений».

Аналогично оценил идею и профессор ВШЭ Андрей Суздальцев: «Зеленский пытается избежать необходимой переброски войск с фронтов к белорусской границе».

И рыбку съесть, и у границ не сесть

Изначально реакцией Киева на создание совместной группировки Белоруссии и России стало перебрасывание сил на северо-западное направление. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в начале октября заявил, что Украина устраивает провокации на границе с Белоруссией, стянула к ней группировку до 15 тысяч военнослужащих.

Но с учетом ситуации на фронте, и туманными перспективами миротворческой миссии НАТО, скорее всего, в Киеве приняли решение – вернуть большую часть переброшенной группировки на фронт, а быстрому созданию совместной военной группировки РБ и РФ препятствовать за счет мелких «уколов» – диверсионно-террористических действий.

Буквально на днях президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что «в Польше, Литве, Украине была начата подготовка боевиков из числа белорусских радикалов для проведения диверсий, терактов и организации военного мятежа» в республике. Судя по всему, эти группы не только прибыли, но и начали свою работу. Для эффективного противодействия им и вводится режим КТО. То есть, главная цель операции – борьба с собственными и украинскими радикалами.

Сразу пожестче: зачем Белоруссия ввела режим КТО

Белоруссия планирует уничтожить противников режима Лукашенко, а не помочь России на Украине.

Поэтому надеяться на то, что сейчас Белоруссия откроет второй фронт на Украине не стоит. Лукашенко постоянно подчеркивает, что Минск не намерен ввязываться в конфликт.

Скорее, его действия можно считать попыткой формальной поддержки России. То есть, ужесточая эскалацию, вводя режим КТО, он, как бы, посылает России сигнал: «я полностью с вами». Однако, реальных военных действий он предпринимать не планирует, продолжая балансировать между двух стульев.

И если Белоруссия все таки окажется втянутой в конфликт, то виноват в этом будет исключительно Киев, который может попытаться воспользоваться ситуацией, и, действительно, ударить по союзнику России с расчетом , что резервов на помощь ему у нас нет.